главная » Полезная информация » Цветоведение

Цветоведение

У каждого народа своя цветовая картина мира и своя символика цвета. Соответственно весьма, различные подходы и принципы цветового решения интерьера. Научно обоснованное применение цвета повышает выразительность интерьера, положительно влияет на психологическое восприятие среды и создание целостного гармоничного пространства.

Ньютон сумел разложить солнечный свет по средствам призмы на составные части и получил так называемый цветовой круг – спектр. Свет – это поток электромагнитных волн. Явление свет проходит через материал и рассеивается в нем, называется – диффузия. Когда свет проходит через материал и его путь при этом искривляется это преломление света принято называть – рефракция. Ньютон разложив свет на составные части вывел понятие основных цветов.

Если краски смешивать оптически такое явление называют положительным или аддитивным смешением. Если смешивать краски физически, то такое явление называют отрицательным или  субтрактивным  смешением.

Цвет обладает основными характеристиками: Цветовой тон (различные оттенки цвета); Насыщенность (степень яркости цвета); Светлота (отражающая способность цветовой поверхности).

В цветоведение еще используется понятие цветовой гаммы. Есть категории теплые и холодные цвета. Теплые тона – цвета, так называемого солнечного спектра; красные, оранжевые, желтые. Они ассоциируются о цвете накаленных тел. Холодные тона – синие, голубые, зеленые связываются с представлением о льде, воде, металле. Эти группы цвета по-разному воздействуют на человека. Теплый действует возбуждающе, расширяет зрачки, учащает пульс, следовательно, приводит к быстрой утомляемости. Холодный – успокаивает, снижает утомляемость глаз, понижает кровяное давление.

Наиболее верное представление о цвете предмета, человеческий глаз получает при естественном освещении, но и дневной свет бывает различным в зависимости от погоды, солнечно или пасмурно. Следует иметь в виду, что в спектральном составе ламп накаливания преобладают красные и желтые лучи. Зеленые тона кажутся желтей, голубые выглядят зелеными, а темно синие черными. Лампы дневного света имеют в своем спектральном составе преобладающее число холодных лучей. Данный спектральный состав не вполне полезен для психофизического состояния человека и рекомендован к применению на не продолжительное время. Лампы галогеновые не имеют в своем спектральном составе не каких цветов – чистый свет. Чем сильнее освещен предмет, тем ярче его цвет и наоборот.

Роль цвета в восприятии среды.

В помещениях можно создать впечатление простора применив светлые холодные тона. Теплыми можно создать впечатление сужености пространства. Помещение с плохим освещением, окрашенное в белый цвет обычно кажется серым. С психологической точки зрения окраска в белый цвет утомляет, что впрочем, не мешает успешно использовать, белый цвет в современном интерьере, все дело в нюансах, штрихах и подходах. Цвет помогает раскрыть сущность вещи, обострить или ослабить характер формы. Цвет предмета зависит также и от расстояния между зрителем и предметом. 

Ахроматические и хроматические цвета.

Хроматические – это цветные цвета (спектральные). Ахроматические – это не цветные, они не входят в состав спектральных, пигмент в них отсутствует, и различаются они между собой только степенью светлоты (цвета расположенные на растяжке от черного к белому). Следует иметь ввиду, что теплые и холодные цвета, помещенные рядом, усиливают друг друга, хроматические цвета также хорошо выглядят на фоне ахроматических. Человеческий глаз не всегда правильно воспринимает цвет окрашенной поверхности. С изменением цветовых ощущений связано явление последовательного и одновременного контраста. Последовательный контраст проявляется в результате длительного рассматривания, какого либо цвета. Если после этого перевести взгляд на белый лист бумаги, то мы увидим дополнительный цвет. Чтобы избежать явление последовательного контраста и получить верное представление о цвете, нужно периодически давать  глазам отдохнуть. Одновременный контраст проявляется под влиянием окружающего цветового фона. Белый цвет на красном фоне приобретает зеленоватый  оттенок, пурпурная поверхность от соседства с зеленым кажется краснее. Черная деталь на зеленом фоне приобретает пурпурный оттенок. Контрастное действие больше у того цвета, который занимает большую площадь. Эффект усиливается с увеличением времени затраченного человеческим глазом на наблюдение объектов.

Краевой контраст – его можно наблюдать на границе разноокрашенных участков, которые находятся в непосредственной близости друг к другу. Эти участки как бы приобретают оттенок дополнительного цвета, причем у соприкасающихся краев интенсивность цвета кажется больше. Если будут рядом два небольших пятна цвета различного тона, то на границе соединения этих пятен светлый будет казаться светлее, темный темнее.

Гармония цвета – с греческого связь, созвучие, соразмерность. Все законы цветовой гармонии относительны. Однако существуют сочетания цветов, которые можно отнести к гармоничным. В первую очередь сочетание противоположных цветов в цветовом круге Ньютона (они выявляют друг друга и взаимно усиливают по насыщенности). Сочетание близко расположенных в круге цветов, оттенки одного и того же цвета (цветовой нюанс).

Хорошо сочетаются светлые тона, розовый, голубой, светло зеленый с белым. Почти все цвета хорошо сочетаются с черным. В группе однородных по тону цветов необходимо сохранять общий средний тон.

-html5-dom-document-internal-cdata]]>